студия Саратовтелефильм

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Мультипликация в Саратове

Статья о работе мультипликаторов (как создавали мультфильмы) студии "Саратовтелефильм" в газете «Саратовские вести», 23 сентября 1994 г. (архив студии)

Три часа в сказке, или Чудеса в Саратовском мультцехе

Попала я в эту сказку просто — договорилась встретиться с людьми, которые снимают мультфильмы. Вообще-то, все было не так легко: городского телефона у них нет, внутренний не работает, так что связь с внешним миром отсутствует почти полностью. Перебудоражив весь «Саратовтелефильм», обзвонив кинорежиссеров и художественных руководителей, я добралась до мультцеха. За время долгих поисков вопросы, намеченные мной, устоялись, оформились. Встретившись с Эдуардом Беляевым и Дмитрием Палагиным, я наивно пообещала отнять у занятых людей минут сорок, не больше… То, что вопросы мои не понадобятся, стало ясно сразу. Ну а на все остальное потребовалось три часа, проведенных в сказке. Мастерская… Коробочки, баночки — художественный беспорядок. Под потолком летает живая птичка, на стенах — фрагменты из мультфильмов (тех, что уже были). На столе — эскизы тех, что еще только будут. В больших круглых коробках спрятаны веселые и грустные, но в целом очень забавные физиономии будущих актеров. Мультипликатор — это очень емкое слово. Пожалуй, ни одна кинопрофессия не требует от людей универсализма в такой мере: режиссер часто оказывается художником, а автор сценария становится режиссером. Работа началась, но до того, как включится мульткамера, кстати, единственная на «Саратовтелефильме», пройдет еще много времени. Сначала — замысел, а толчком может стать все что угодно: случайно услышанная песня, случайно рассказанная легенда. Ожить могут герои древнего эпоса и просто маленькие человечки из провинциального городка, как, например, в четырех частях мультфильма «Картинки по старинке» (Ю. Заболотнев, Э. Беляев). Фейерверк красок, непритязательные и вместе с тем завораживающие зарисовки быта, выполненные в стиле картинок. Используются уникальные свойства пластилина. Все совсем иначе в «Руинах» (Д. Палагин). Здесь царят воспоминания, запах былых сражений. Четко выдержанная цветовая гамма, трагический излом линий и вместе с тем плавная композиция с внезапными вкраплениями батальных сцен. Сегодня Э. Беляев снимает новый мультфильм о медведе, об этом свидетельствуют многочисленные наброски в тетрадях, на листках. И у этих мишек есть реальные прототипы. «Источники для создания художественного образа» обитают в цирках и зоопарках. Их ищут, встречают случайно, изучают, с ними общаются, в них влюбляются — так получается новый фильм… Но дело, конечно, не только в этом, но еще и в деньгах, которых нет. Еще в том, что мультфильмы у нас в Саратове делаются по заказу «Останкино», а заказывается обычно только 2 части, то есть двадцать минут в год, хотя есть желание снимать больше. Проблема и в том, что только одна камера есть на «Саратовтелефильме», а вторая бездействует на студии «Кинохроники». И отснятый материал сразу посмотреть невозможно, так как обработать цветную пленку можно только в Москве. Я сидела в живописной мастерской, слушала двух волшебников, смотрела в кинозале прекрасные мультфильмы — детские, взрослые — и думала о тех людях, которые делали и делают мультфильмы, о людях, которые «больны» своей профессией. Для них мультипликация — это не просто «ряд специально созданных и последовательно «оживающих» картинок», а еще и синтез душевных порывов, человеческих устремлений, профессионализма и любви. Разве можно делать сказку без любви?

И. Сухопарова

 

сейчас на сайте

Сейчас 60 гостей онлайн